Создание творческой атмосферы в образовательных учреждениях
Творческая атмосфера - это «пространство», с позиции философии «как одна из форм существования бесконечно развивающейся материи, характеризующаяся протяженностью и объемом» и определяющее «образовательное пространство»
Творческая атмосфера побуждает к поиску, созданию нового, к преобразованию и развитию любой деятельности.
Познание человеком себя, своих возможностей и способностей, самоопределение, самореализация-всегда творческий процесс, поскольку человек творит себя сам, познавая, созидая, реализуя свою сущность, создавая среду собственной жизнедеятельности.
Компоненты творческой среды:
- Образовательный процесс, характеризующийся вариативностью, ситуацией выбора и успеха для учащегося, ориентированный на создание индивидуальной образовательной траектории;
- Характер взаимодействия педагога и учащихся;
- Духовно-нравственная атмосфера образовательного учреждения;
- Социальные, культурные условия;
В основе творческой атмосферы лежат следующие аксиологические требования:
- Приоритеты общечеловеческих ценностей;
- Гармоничное социальное взаимодействие со средой, в основе которого взаимопомощь, поддержка, милосердие;
- Максимальное раскрытие потенциала личности, проявляющееся в достижении результатов в избранной деятельности;
- Осознание своей уникальности, неповторимости, независимость суждений;
Создание творческой атмосферы развивающего пространства включает в себя:
- Кружковую и досуговую сферы;
- Образовательный процесс;
- Ученическое самоуправление;
- Общественные объединения и жизнедеятельность классного коллектива;
Творческая атмосфера может работать в любой сфере образовательного процесса, урочной, внеурочной, внешкольной: близость, преемственность их содержания обеспечивает целостность процесса развития творческой направленности личности детей, а смена форм творческой деятельности позволяет закрепить полученные навыки в условиях их переноса из одного вида деятельности в другой.
Воспитательный час в 3-ем классе на тему «Все профессии важны, все профессии нужны»
Применение игровой технологии в творческом развитии позволяет: осуществлять ненаправленное воспитывающие воздействия на детей, обеспечить самостоятельность ребят в решении творческих задач, задать высокий темп творческой деятельности.
Урок математики, английского языка в 1-х классах
Характерной чертой игровой деятельности является то, что дети всегда выступают активными участниками, им доверяется роль организатора, что в свою очередь способствует проявлению и развитию самостоятельности, ответственности, целеустремленности, упорства, терпения в достижении цели.
В процессе обучения выявляются уровни качественного роста творческой деятельности:
- Объединение детей, занимающихся совместной деятельностью под влиянием педагогов;
- Объединение детей, на основе общих интересов, включающихся в деятельность, предлагаемую педагогами;
- Объединение детей, сплоченных в творческой деятельности по решению задач, одинаково значимых для коллектива и личности;
Изобретать, осваивать новое, быть открытыми и способными, выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу,- такими качествами должны овладевать сегодняшние школьники в целях опережающего развития общества.
Педагоги достигнут творческой направленности своих воспитанников, если будут удовлетворять познавательные интересы, увлекать, включать учащегося в творческий процесс; в процессе деятельности будет обеспечено достижение реальных успехов; успехи в творчестве станут вести к личностному росту ребенка.
В рамках художественно-эстетического направления решаются задачи привития интереса к творчеству и предоставления ребенку возможности попробовать себя в творчестве; создания условий для проявления школьниками своих нереализованных, нераскрытых способностей, их творческого самовыражения, приобщения их к миру искусства
Физкультурно-оздоровительная работа и массовый спорт должны быть ориентированы на физическое совершенствование подростка, приобщение его к культуре здорового образа жизни, развитие его физического потенциала. Занятия в спортивных кружках и секциях представляют собой незаменимый тренинг самовоспитания, саморегуляции.
Огромное значение для развития личности имеет деятельность кружков, факультативов, секций предметной направленности. Каждый обучающийся, член предметного кружка, работает на рефератом, творческим проектом, выступает на творческих чтениях, получает возможность самовыразиться, самоутвердиться, развить свои личностные потенциалы.